Гайнутдин Ахмеров. ТЕПТЯРИ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ1 Член Оренбургского Магометанского духовного собрания Ризаутдин Фахретдинов, пользующийся среди мусульман округа сего Собрания репутацией образцового писателя и историка, познакомившись с содержанием напечатанного в XIX томе "Известий Общества археологии, истории и этнографии" очерка "О языке и народности мишарей", написал мне, как автору этой статьи, письмо с выражением своего удовольствия за такое научное исследование о мишарях. В этом письме татарский ученый между прочим коснулся и тептярей — в следующих фразах: "Между мусульманами есть еще народность, известная под именем "тептярей". Интересно знать — населяют ли они правые берега Волги и Камы, на левой же стороне их очень много. Большинство мусульман Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний суть тептяри, общее число которых не менее числа башкир и мещеряков. Было бы очень хорошо, если бы кто-нибудь с усердием принялся за подобное же исследование и о тептярях. Несколько лет тому назад некто Рыбаков (профессор, или кто другой) в путевых записках своих хотя кое-что и сообщил о тептярях, но сообщения его не заслуживают вероятия, так как в подтверждение своих слов никаких данных не приводит2. По мнению некоторых, тептяри происходят от древних булгар, а иные утверждают, что это — казанские выходцы, переселились по взятии Иоанном Грозным Казани. Уже сам достоверно не знаю."3 Летом 1906 года мне пришлось жить несколько месяцев среди инородцев мусульман Уфимской губернии, где я поближе познакомился с тептярями и, помня письмо ученого муллы Фахретдинова, стал собирать о них историко-этнографические материалы, что послужило началом настоящих исследований. Ранее я был знаком и с тептярями Вятской губернии (в уездах Елабужском и Сарапульском), где некоторое время прослужил учителем инородческой школы. Цель настоящих исследований — не этнографическое описание тептярей в различных отношениях, а лишь желание внести в этнографическую литературу некоторый материал для решения спорного вопроса о народности тептярей, о происхождении их названия, об отношении их к тем или другим инородцам Поволжья и прочих. В пяти смежных губерниях Восточной России — Уфимской, Оренбургской, Пермской и Самарской, среди башкирского населения издавна проживают особые башкирские припущенники, известные у башкир и в официальных грамотах под именем "тептярей". Огромное большинство их исповедует ислам, очень немногие полуязычники4. Язык первых — татарский и имеет большое сходство с наречием казанских татар, с небольшою примесью слов из башкирского наречия. Вопрос о происхождении тептярей — мусульман, за отсутствием исторических указаний на это, до сих пор достаточно не выяснен и продолжает быть спорным. Сами тептяри считают себя тюрками, соседи — мусульмане признают их также тюрками, русский народ, не отличая тептярей от прочих мусульман, называет их вообще татарами. А специальные исследователи о тептярях производят их от различных народностей тюркских и финских, например: Миллер3 считает их смесью чуваш, вотяков, татар и черемис; Шиле6...................................чуваш, татар, черемис и мордвы; Рычков7................................чуваш, вотяков и татар; Черемшанский*....................чуваш, вотяков и мещеряков; Небольсин9............................чуваш, вотяков и мещеряков; Городской10...........................вотяков, татар и черемис; Кеппен".................................чуваш, вотяков, татар и черемис; Всеволожский12......................чуваш, татар и черемис; Рыбаков13...............................русских беглых, крестьян, солдат, татар, чуваш, башкир и мещеряков. Рыбаков говорит, что существует несколько мнений о происхождении и составе этого народа (тептярей). Так Уйфальви думает, что тептяри могли произойти от скрещивания башкир с татарами. По Георги тептяри образовались из беглецов, искавших убежища в горах после падения татарского царства в Казани, и составные элементы этого нового народа образовались из вотяков, черемисов, чувашей и татар14. Никто фактически не доказал, когда и откуда первоначально вышли тептяри и в силу каких исторических причин рассыпались по всей Башкирии. Загадочно и то, каким образом этот многочисленный народ незаметно для истории мог так быстро отатариться или обаш-кириться, как утверждают другие. Литература о тептярях довольно бедна; никто их тщательно не исследовал в различных отношениях. Остается неизвестным до сих пор и происхождение названия "тептярь". Кроме некоторых неудачных по этому вопросу справок Небольсина я не встретил истолкования этого термина ни в одном из виденных мною описаний о тептярях15. I О происхождении названия "тептярь" Черемшанский в своем "Описании Оренбургской губернии" говорит, что "откуда заимствовано это название и как оно характеризует разноплеменную массу народа, неизвестно16". Единственным и довольно интересным разысканием о происхождении названия "тептярь" являются справки Небольсина17, которые приводятся здесь целиком. "Что за слово "тептярь" — доселе неизвестно. Предшествовавшие мне исследователи утверждали, что "тептярь" — башкирское слово, переводимое русским словом "бобыль", бедный человек. Но все расспросы мои об этом, как у башкирцев, так и у специальных знатоков тюркских наречий, привели меня к тому конечному выводу, что слова "тептярь" нет ни в одном из наречий турецкого языка. Высокостепенный Абдул-Вахит Сулейманов, по вере — татарин, по племени — мишар, по званию — тархан, по сану — муфтий Оренбургский, стараясь как-нибудь вывести происхождение слова "тептярь" из татарского языка, мог ограничиться приведением двух производств. По ним открылось, что в татарском языке действительно существует одно слово, по звуку близко подходящее к слову "тептярь": это именно "таптар", по-русски "топчет". Есть еще слово "тип", повелительное наклонение глагола "типмак", по-русски "пинать", и персидское слово "тир" — "стрела". Но эти корнесловные догадки не могут привести нас ни к какому дельному выводу. Мне кажется, что значения слова "тептярь" вернее искать в наречии черемисы или вотяков, и вероятно, тогда разыскания, ближе к цели направленные, укажут нам сходство идеи тептяря с идеей припущенника или беглеца. Мне случалось видеть и расспрашивать в селениях, которые я проезжал. Тептяри-черемиса на вопросы мои отвечали мне много и нескладно. Но из всего того, что они мне объясняли, я мог понять, что "они сами себя зовут черемисой, а потому, что живут здесь, а не на старых своих местах, и выходит, что они тептяри". Объяснение это сделали мне черемисы, обитающие в Бирском уезде. Подобное черемисскому, объяснение слова "тептярь" сделали мне и тептяри-мухаммедане18. Миллер говорит, что "тептярь" слово татарское и означает такого человека, который не в состоянии платить подушных денег19. Рыбаков говорит, что "тептярь" значит по-татарски "бродяга", "человек слишком бедный, чтобы платить подати"20. Учитель русско-тептярского училища в деревне Учалах Верхнеуральского уезда Гусев сообщил Рыбакову, что "тептярь" — слово башкирское, в переводе значит "хищник"21. Как было сказано выше, слово это не находится ни на одном из тюркских наречий; следовательно, нет и в татарском, и в башкирском. Существующая литература о тептярях не дает ничего для истолкования этого термина. Судя по тому, что тептяри живут исключительно среди башкир, являются постоянными их соседями, как башкирские припущенники, состояли и в некоторой зависимости от них, с достоверностью можно полагать, что это название дано им башкирами, то и корень его надо искать в языке башкир22. Так как в современном языке башкир этого слова в той форме не находится, то надо предполагать, что оно подверглось некоторому изменению или сильному искажению, что бывает у инородцев часто. Известно, что тептяри, будучи пришельцами в Башкирии, селились на башкирской земле за известную плату, числились у башкир, как данники, по особым записям. В Белебеевском уезде тептяри мне рассказывали, что в прежнее время башкиры приезжали к ним в селения и по записям собирали деньги за пользование их землею, с не имевших денег брали хлебом. Черемшанский в своем "Описании Оренбургской губернии" говорит, что тептяри в первый раз упоминаются в указе Правительствующего Сената 1734 г. (Полный Свод Законов. Т. IX, № 658) как сходцы, издавна поселившиеся на башкирских землях из найму или без найму, по записям, или без записей, но с платою особого тептярского оклада. Поселенцев этих тогда же велено переписать, по объявлению их о себе, о детях, братьях и родственниках своих, кто с ними вместе, или порознь живут, и какой они веры, и давно ли кто откуда в башкирцы пришли и у кого из башкирцев в вотчинных землях поселились. Опись эта должна была составить особую Тептярскую книгу23. Имея в виду то обстоятельство, что поселившиеся на башкирской земле данники числились у башкир и отличались от прочих поселенцев лишь по особым записям, у татар и башкир есть заимствованное с персидского языка слово "дэфтэр" означающее запись24. Это административного значения слово от персов перешло в значении "тетрадь с регистром" или просто "регистр" также к арабам, к монголам в виде "дэбтэр" и к маньчжурам в виде "дэбтелинь". Я пришел к заключению, что название записи (дефтярь) перешло на записанных, то есть на самих данников. У инородцев подобные недоразумения бывают часто. Вот один пример: татары некоторых уездов Казанской губернии подать (земельный налог) и число ревизских душ называют "имана": Одна душа — бер имана пять душ — биш имана платить подати — имана тулэргэ собирать подать — имана жыярга Слова "имана" подобно слову "тептярь" не находится ни в одном из тюркских наречий. Точно также было бы трудно определить его происхождение, если бы не было известно, что в прежнее время существовали особые именные списки, по которым собирали подати. Кто бы мог догадаться, что русское слово "имя" (во множественном числе "имена") татары заимство-вали в форме "имана" для обозначения поземельного налога и числа ревизских душ! Что же касается до звукового различия слов "дефтярь" и "тептярь", то в большинстве тюркских наречий (в том числе татарском и башкирском) совсем нет звука "ф", его заменяет близкое по произношению звук "п". Я просмотрел татарско- русские словари Лазарева, Насырова, Остроумова и Троянского, где не нашел ни одного татарского слова с буквою "ф". Есть только небольшое число слов, заим-ствованных из языков арабского и персидского; неграмотные люди и в них вместо "ф" употребляют "п". Звуки же "д" и "т", так близкие по произношению, часто заменяют друг друга, а по особому свойству наречий казанско-татарского и башкирского начальное "д" весьма часто переходит в "т". Сказанное может быть доказано рядом примеров из словарей Лазарева25, шейха Сулеймана Бухари36, Бургани-Катиг (Борпане Катыйг)27 и др. У астраханских ногаев слово ние отвечали; "называют также и тептярями" (Типтэр дип тэ эйтэлэр инде). Директор народных училищ Уфимской губернии И.И.Троицкий объяснил Рыбакову, что относительно признания за отдельные народности инородцев: башкир, мещеряков, тептярей и бобылей есть разногласие, которое состоит главным образом в том, что одни считают этих инородцев племенными особями, другие же относят их к различным сословиям. Последнее мнение поддерживают Уфимский Статистический Комитет и Крестьянское Присутствие. Это мнение считается более справедливым. Хотя прежде тот же Статистический комитет допускал псевдоплеменный термин башкиры, мещеряки, тептяри и прочие, но допускал это потому, что таковой термин легально существовал во время производства статистических переписей29. Городской30 говорит, что название "тептярь" не присвоено каким-либо отдельным "народцам", а под этим именем до 1855 г.31 состояла смесь различных инородцев, как-то собственно татар, выходцев из Казани, и язычников черемис, вотяков и бобылей — выходцев Вятских32. Черемшанский называет тептярей сбродом разнородных племен, или беглецами, которые, по недостатку ли, или по неимению собственных земель, или по другим каким причинам, удалялись в Башкирию и селились на их общественных землях за известные оброки, как и другие припущенники и впоследствии совокупностью своею образовали отдельное сословие под именем тептярей33. Рычков в своей "Оренбургской Топографии" тептярями называет разных иноверцев, которые прежде и после подушной переписи бежали в Башкирию из соседственных губерний и селились в ней целыми деревнями, и таким образом, тесно соединившись с башкирцами и состоя в некоторой зависимости от них, мало помалу омусульманились. Из объяснений тептярей-черемис Небольсин понял, что "они сами себя зовут черемисой, а потому, что они живут здесь, а не на старых своих местах, и выходит, что они тептяри..." Точно такое же объяснение давали Небольсину и тептяри мусульмане34. Деление тептярей по национальностям Известно, что все башкирские припущенники назывались тептярями, а в числе припущенников, кроме татар, были и другие инородцы. Например, мещеряки, черемисы, вотяки. Мещеряки первые, на целое столетие раньше других, были освобождены от башкирской зависимости, а именно указом 11 февраля 1736 года им были пожалованы за неучастие в баш-кирском бунте в потомственное владение те земли, которые они занимали по оброку. Другие инородцы (татары, черемисы, вотяки) несли тептярскую повинность до 1832 года, числятся в звании тептяря и до настоящего времени. Небольсин говорит, что, кроме тептярей-мухаммедан, есть еще тептяри не мухаммедане, к ним относятся вотяки и черемисы3. И по мнению Черемшанского к тептярям не мухаммеданам относятся вотяки и черемисы с немногочисленными семьями других местных племен36. В 6 выпуске XI тома "Известий Общества Археологии, Истории и Этнографии" есть указание на тептярей-черемис Сарапульского уезда Вятской губернии деревни Усакле, у которых имеется акт 1723 г., которым башкиры деревни Исенбаевой уступили землю. Разделение тептярей по вероисповеданиям Огромное большинство тептярей, как было уже сказано, в настоящее время исповедует ислам (мусульмане). В числе башкирских припущенников, кроме мусульман, было некоторое количество и других иноверцев — язычников черемис и вотяков, которые в официальных грамотах назывались не просто тептярями, а в отличие от тептярей мусульман — "тептяри-черемисы", "тептяри-вотяки". Городской разделяет тептярей Пермской губернии на тептярей из татар и язычников: черемис и вотяков37. Шиле разделяет их также на магометан и язычников3*. Небольсин делит тептярей на мухаммедан и не мухаммедан, ко вторым, по его мнению, принадлежат вотяки и черемисы . И Черемшанский, подобно предыдущему, разделяет тептярей на мухаммедан и не мухаммедан40. Откуда тептяри переселились в Башкирию и какая была тому причина? Все согласны в том, что тептяри переселились в Башкирию из бывшего ханства Казанского после его падения. Причиною массового переселения инородцев в Башкирию служили во-первых религиозные стеснения и обращение их разными способами в православие, а во-вторых — обложение иноверцев непосильными налогами. В "Хронологическом указателе материалов для истории инородцев Европейской России" Кеппена говорится, что тептяри — смесь черемисов с вотяками, чувашами и татарами, которые в XVI веке по падении Казанского царства, ушли к башкирцам (С.360). Всеволжский в своем "Географическо-историческом словаре Российской Империи" говорит, что после разрушения царства Казанского царем Иваном Васильевичем, некоторое количество татар, черемис и чуваш, не желая подчиняться, из боязни, как бы не принудили их принять религию победителей, бежали к Уралу и там были приняты башкирами, впоследствии они сплотились и образовали союз, известный под именем "тептярей" (С.272). Миллер41 считает тептярей бежавшими из бывшего Казанского ханства, после его падения. Черемшанский42 и Городской43 считают тептярей выходцами из губерний Казанской и Вятской. В "Справочной книжке (Адрес-календаре) Уфимской губернии на 1904 год" в статье "О башкирах" говорится, что с падением Казанского царства начинается приток инородческого и русского элемента в Башкирию и колонизация приуральских земель. Инородцы, как например татары, черемисы, чуваши и вотяки бежали сюда из пределов завоеванного Казанского царства и селились на свободных башкирских землях, заключая с владельцами их разные условия и договоры об аренде и покупке земли. Некоторая часть этих инородцев, постепенным слиянием с коренными жителями — башкирами (вотчинниками) по языку и религии, образовали из себя впоследствии особую племенную разновидность, известную под именем "тептярей", а в гражданском отношении особую сословную группу так называемых "припущенников"44. Георги, спутник Палласа, считает тептярей образовавшимися из беглецов, искавших убежища в горах после падения татар- ского царства в Казани. Главная причина их эмиграции был страх, что русские принудят их принять свою религию45. В этнографическом труде полковника Риттиха ("Материалы для этнографии России". Казань, 1870) мы читаем следующее: "В конце XVI и начале XVII столетий татары начали пересе-ляться на северо-восток... Причиною этому были последующие притеснения, которые терпели татары, когда наказ Иоанна Грозного забыли и, вместо мирного водворения христианства, начали разорять татарские мечети" (С.105)46. О происхождении тептярей-мусульман и их отношении к тем или другим инородцам Волжско-Камского края. Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский. В Уфе мне приходилось беседовать с переводчиком Магометанского духовного собрания М.И.Умитбаевым, на которого указали мне как на человека, сведущего о прошлом инородцев башкирского края. По словам господина Умитбаева, в прежнее время между постройками тептярей очень часто встречались двухэтажные клети, верх чистый — для приема гостей в летнее время, а низ назначался для хранения хозяйственных принадлежностей. Подобных построек ни у башкир, ни у прочих инородцев этого края не замечается. Существование таких построек у тептярей, по мнению рассказчика, указывает на их принадлежность к торговой и более чистоплотной нации, чем другие их соседи. Совершенно такие постройки (то есть двухэтажные клетки с таким же назначением) можно видеть и у казанских татар. Занятия тептярей те же, что у соседей башкир, мещеряков и прочих татар, но тептяри обнаруживают в себе заметную склонность и способность к торговле. Почти все мусульманские торговцы в Башкирии являются тептярями. О склонности тептярей-татар к торговле Шиле говорит, что взамен недостатка трудолюбия тептяри имеют заметную склонность к торговле, как к труду более легкому47. Распространителями мусульманского просвещения среди башкирского народа, как прежде, так и теперь являются тептя-ри: они более склонны к учению, чем башкиры, от того и в настоящее время большая часть мусульманского духовенства среди башкир выбирается из тептярей. Все обычаи тептярей одинаковы с обычаями казанских татар и часто разнятся от обычаев башкир. У тептярей Верхнеуральского уезда (так говорит Рыбаков4*) до последнего времени справлялось празднество "Сабан-туе" (весенний праздник). Происхождение и само название этого праздника — казанско-татарское; ни у башкир, ни у прочих соседей тептярей этого уезда нет подобного обычая. В Уфимской губернии я был в двух зеинах49 — башкирском и тептярском. Башкирский зеин был при деревне Кучербаеве Белебеевского уезда и имел чисто степной характер. Тут проис-ходили и скачка лошадей и борьба. Тептярский зеин происходил при деревне Дусметь Уфимского уезда и имел совершенное сходство с татарским зеином в Казанской губернии. Тут происходили и пляски, и музыка, песни и катанье на лошадях (на паре, тройке) с бубенчиками и колоколами. Небольсин говорит, что "тептяри-мухаммедане ничем не разнятся от татар, а бывшие тептяри из черемис во всех отношениях сходствуют с обыкновенною черемисой"50. И по мнению Черемшанского, тептяри-мухаммедане ничем не отличаются от татар51. Обзор литературы о тептярях подтверждает, что тептяри-мусульмане суть выходцы из губерний Казанской и Вятской, то есть казанские татары. Относительно расселения тептярей следует заметить, что, чем ближе башкирские земли лежат к губерниям Казанской и Вятской, тем больше поселилось в них тептярей, например в уездах Мензелинском, Бирском, Белебеевском и Уфимском. Наоборот — чем дальше лежат башкирские земли от Казани и Вятского края, тем находится в них тептярей меньше, например в уездах Бузулукском, Оренбургском и Троицком. А в самых отдаленных уездах Оренбургской губернии, например в Челябинском, тептярей совсем не оказывается. Из помещенного в предисловии сего доклада письма известного татарского писателя Фахретдинова видно, что, по мнению некоторых, тептяри происходят от древних булгар, а иные утверждают, что это казанские татары, переселившиеся в Башкирию по взятии Иоанном Грозным Казани. Небольсин в статье "О башкирах I кантона" (Осинского уезда) говорит, что "они считают себя переселенцами из древнего Булгара"53. По-моему, это ошибка, так как никто из башкир вотчинников не считает себя переселенцами из Булгара. Небольсин, вероятно, смешал башкир вотчинников с тептярями из татар (называющими себя новыми башкирами), которые подобно казанским татарам действительно считают себя булга-рами. Обозревая этнографическую литературу о тептярях, я нашел некоторые сведения о быте тептярей только у Шилеэ3. При сем для сравнения привожу некоторые места из его труда: "Язык тептярей-татар — татарский; одежда также татарская. Тептяри-татары вообще любят пощеголять нарядом... они занимают друг у друга нарядное платье, когда идут в гости, нередко собирают для этого со всей деревни и нарядную сбрую для лошади. Отправляясь в гости, садятся в наполненный перинами и подушками экипаж... Несмотря на бедноту и ветхость дома, внутри дома у тептярей содержится опрятно. Даже в самой бедной избушке всегда бывает вымытый пол, выбеленная печка, чистый стол, нары и лавки. Зажиточные тептяри имеют две избы, одну называют горницей. В избе кругом стен нары, около стен развешаны полотенца с концами, вышитыми красной бумагой или даже шелком; на нарах положен ковер, а в углах расставлено несколько сундуков, на которых чуть не до потолка навалены перины и подушки. Сундуки часто очень хороши и довольно дороги, хотя внутри их большею частью бывают вещи совсем ничтожные. У задней стены в избе стоит шкаф с чайной посудой; иногда целая полка занята чайниками: невольно подумаешь, для чего такое множество чайников, но, когда присмотришься внимательнее, то окажется, что из них один, много два годны к употреблению, а другие — который без бока, который без носа, третий совсем без дна — но все они расставлены так тщательно, что издали кажется, что они целы. Та же самая история и с чайными чашками. Подле печи на особо сделанном месте красуется самовар, чисто вычищенный, а у богатых даже два, а рядом с ним медный умывальник, в виде кувшина, и медный таз... Взамен не-достатка трудолюбия тептяри имеют заметную склонность к торговле, как к труду, более других легкому...'1 Совсем противоположное говорит Шиле о тептярях-язычниках: "они далеко не так опрятны, как тептяри-татары: в их избах сильное зловоние." От этой неопрятности, по его мнению, "зависит сильное развитие среди тептярей-язычников глазных болезней. Особенно же между женщинами под старость редко можно встретить с здоровыми глазами"... Он и башкир считает не так чистоплотными, как тептяри-татары. Все то, что сказал Шиле о тептярях-татарах, можно видеть и у казанских татар (в губерниях Казанской и Вятской). О по-следних я сказал бы то же самое, что Шиле сказал о тептярях-мусульманах. Обращаясь к названиям населенных мест Уфимской губернии (центра тептярского расселения), можно заметить следующее: 1) Значительная масса тептярских селений имеет совершенно одинаковые (старинные) названия с татарскими селениями Казанской и Вятской губернии, чего не замечается в других губерниях, где нет тептярей54. Такое сходство названий указывает на близкое отношение тептярей-мусульман с Казанскими татарами. Вот некоторые из таких названий: Апасева (Мензелинский, Тетюшский, Казанский уезды); Аты (Мензелинский, Казанский уезды); Ашит (Мензелинский, Бирский, Казанский уезды); Байряшева (Белебеевский, Тетюшский уезды); Балтаева (Белебеевский, Тетюшский уезды); Балтачева (Бирский, Белебеевский, Казанский, Тетюшский и Елабужский уезды); Бекеева (Уфимский, Тетюшский уезды); Бейкеева (Уфимский, Белебеевский и Сарапульский уезды); Деушева (Бирский, Тетюшский уезды); Ишеева (Стерлитамакский, Тетюшский, Мамадышский уез-ды); Ишимова (Стерлитамакский, Тетюшский уезды); Ишлы (Стерлитамакский, Тетюшский уезды); Кабан (Мензелинский, Казанский уезды); Камаева (Белебеевский, Елабужский уезды); Карабаева (Бирский, Тетюшский уезды); Кармышева (Белебеевский, Казанский и Цивильский уезды); Курмашева (Уфимский, Мензелинский, Тетюшский уезды); Клянчи (Мензелинский, Тетюшский, Свияжский уезды); Клянчеева (Мензелинский, Тетюшский, Свияжский уезды); Кляшева (Уфимский, Тетюшский уезды); Сабаева (Белебеевский, Бирский, Мамадышский уезды); Сейтяк (Бирский, Елабужский уезды); Сейтякова (Бирский, Казанский, Елабужский уезды); Тинкашева (Уфимский, Тетюшский уезды); Тураева (Белебеевский, Тетюшский, Елабужский уезды); Утякова (Стерлитамакский, Свияжский уезды). Челны (Мензелинский, Тетюшский, Мамадышский уезды); Шигай (Мензелинский, Белебеевский, Свияжский уезды). 2) Есть селения, названия которых прямо указывают на ка-занско-татарское происхождение своих основателей. Например Казанчи55, Казанчи старые, Казанчи новые (в переводе значит — "Казанский"). 3) Часто встречаемые названия тептярских селений: Муллина (2 селения — Бирский, Белебеевский уезды); Мулловка (2 селения — Ставропольский, Самарский губернии); Муллакаева (5 селений — Уфимский, Бирский, Стерлита-макский, Оренбургский, Орский уезды); Мулдакаева (I селение — Троицкий уезд); Мулла-Гулюмова (I селение — Стерлитамакский уезд); Мулла-Муса (1 селение — Стерлитамакский уезд). Указывают на то, что основатели этих селений явились в Башкирию с религиозно-просветительною целью, подобно тому, как в настоящее время у киргиз всякий грамотный татарин является муллою, отправляет духовные должности и учит ребят. Конечно, кроме татар казанских, никто из прочих инородцев (чуваш, черемис, вотяков и мордвы) не могли явиться в Башкирию с духовно-просветительною целью, то есть муллою. 4) Встречаются селения с названием "Байлар" (богатые, торговцы). Названия эти указывают на то, что основатели таких селений явились в Башкирию с торгово-промышленною целью. И это право принадлежит исключительно казанским татарам, так как другие инородцы (чуваши, черемисы, вотяки и др.) не обнаруживают в себе ни малейшей склонности к торговле. Байляр Верхний (Мензелинский уезд); Байляр Подгорный (Мензелинский уезд); Байляр Старый (Мензелинский уезд); Байляр Новый (Мензелинский уезд); Горный Байляр (Мензелинский уезд); Ново-Байлярова (Бугульминский уезд) 5) Наконец, есть селения с названием Булгарского города "Буляр" (по казанско-татарскому произношению):36 3 селения в Мензелинском уезде, 1 селение в Белебеевском уезде. Основатели этих селений без сомнения вышли из нынешней Казанской губернии и имели некоторое отношение к древним Булгарам. Что же касается числа тептярей, то точных сведений о числе тептярей до сих пор не имеется, да очень трудно и добыть их. Это объясняется тем, что сами тептяри, не уважая в отношении себя архаического названия "тептярь", называют себя или новыми башкирами, или же просто татарами. В официальных грамотах они перепутаны с башкирами и прочими татарами. Можно полагать, что приблизительное число бывших тептя-рей в настоящее время не менее полумиллиона, а быть может и больше. В Вятской губернии в 1871 году тептярей считалось 8,699 человек обоего пола,57 а по данным Первой всеобщей переписи 1897 г. считается уже 12,544 человек, а именно в двух ее уездах — Елабужском 7898 и Сарапульском 4646 душзН. В Уфимской губернии, центре тептярского населения, число их показано общее с прочими мусульманами (башкирами и мещеряками), например: По данным Первой всеобщей переписи 1897 г. магометан (татар, башкир, тептярей и мещеряков) числится 1,098,982 души, а по сведениям Губернского Статистического комитета их в 1902 году было уже 1,276,800 душ. В Пермской губернии число тептярей показано тоже вместе с башкирами и мещеряками, например в 1870 году там было башкир, мещеряков и тептярей 70 тысяч, а общее число маго-метан 92,267 душ. Еще в 1850 году тептярей в Оренбургской губернии было 246,753 души (в том числе тептярей-черемис 16 тысяч душ мужского пола и вотяков 9 тысяч душ мужского пола)59. В "Энциклопедических Словарях" Павленкова и Южакова число тептярей показано 300 тысяч, по сочинению же имама в Ростове-на-Дону М.-В. Надеева, озаглавленному "Русиянен мофассаль жэгърафиясе" ("Подробная география России") T.IV (Казань, 1907) С.62, тептярей в настоящее время насчитывается около 128.000 человек. Заключение Из всего этого рассмотрения я пришел к следующему заключению: 1) Название "тептярь" есть искаженное персидское слово дэфтэр (дефтярь), заимствованное башкирами через татар, и означает запись, список (имен башкирских припущенников). Ведя особую запись своим припущенникам для обложения их оброком за пользование землей, башкиры называли их (в отличие от прочих соседей) по названию этой записи. 2) Числившиеся у башкир по таким записям их припущен-ники (тептяри) не составляют из себя особой народности, как их принято считать в официальных грамотах и в русской лите-ратуре, а суть особый разряд крестьян, находившихся в прежнее время в некоторой зависимости от башкир. 3) Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептяреи не находится . 4) Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки. 5) Тептяри переселились в Башкирию из бывшего ханства Казанского, после его падения. Причиною этого переселения служили, во-первых, религиозные стеснения и обращение иноверцев разными способами в православие, а во-вторых, обложение инородцев непосильными налогами. Кроме того были случаи переселения мусульман в Башкирию с торговою и духовно-просветительской целью, на что указывают названия населенных мест. 6) Огромное большинство тептяреи в настоящее время составляют татары, религия, язык и обычаи которых, а также и названия населенных мест, доказывают, что они вышли из ны-нешних губерний Казанской и Вятской и имеют родственную связь с татарами этих губерний, то есть с казанскими татарами. Если последних считать потомками древних булгар, как они называют сами себя, то и тептяри-мусульмане, происшедшие от татар, имеют право называться булгарами; они занесли в Башкирию название булгарского города "Буляр"61. Известие Общества археологии, истории и этнографии. Том XXIII, вып. 5. - Казань, 1908. - С.340-364. Примечания 1. Доложено Общему Собранию 25 ноября 1907 года. 2. С.Г.Рыбаков состоит крестьянским начальником Забайкальской области. Краткие сообщения его о тептярях были напечатаны в "Записках Императорской Академии наук" в виде отдельной книги под заглавием "Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта".-СПБ. 1897. В виду такого отзыва мусульманского писателя о сообщениях Рыбакова я познакомился с содержанием его книги обстоятельнее, и действительно, сообщения Г.Рыбакова о тептярях оказываются голослов-ными и неправдоподобными. Фахретдинов, проживая долгое время в центре тептярского населения и специально занимаясь изучением прошлого своих тюркских единоверцев (в Восточной России), не мог не заметить этих недостатков в книге Рыбакова. Сам Рыбаков, по-видимому, не знал ни языка, ни быта, ни обычаев тептярей. Кроме устаревших сообщений Георги (путешественника XVIII столетия) не пользовался никакими историческими материалами о тептярях. 3. Письмо это было написано 13 сентября 1903 г. 4. Видеть последних мне самому не приходилось. 5. "Описание всех в Российском Государств обитающих народов".-СПБ. 1776, С.67. 6. "Природа и люди" за 1878 г. № 3 (март, С.24). 7. Оренбургская топография. 8. Описание Оренбургской губернии.-Уфа 1859, С.165. 9. Вестник Географического Общества-1852, Кн.1, С.32. 10. СПБ. Ведомости.-1861, № 39. 11. Хронологический указатель материалов для истории инородцев Европейской России.-СПб., 1861, С.360. 12. Географическо-исторический словарь Российской Империи. Т.Н.-Москвз, 1823. 13. Музыка и песни Уральских мусульман.-СПб., 1897, С.39. 14. Музыка и песни Уральских мусульман.-С.3S. 15. Небольсин за разъяснением этого слова обращался к башкирам, черемисам и к специальным знатокам тюркских наречий, и к Оренбургскому муфтию Абдул-Вахиту Сулейманову, но достоверных сведений ни от кого не получил. 16. Описание Оренбургской губернии.-С. 165. 17. Вестник Географического Общества.-1852. Кн.1, С.32-33. 18. Вестник Географического Общества.-1852. Кн.1, С.32-33. 19. "Описание всех в Российском Государстве обитающих народов".-СПБ., 1876, С.67. 20. "Музыка и песни Уральских мусульман".-С.39. 21. Там же. С.39. 22. Сами тептяри неохотно употребляют это слово в отношении себя, они называют себя "новыми башкирами". Слово "тептярь" по понятиям башкир и прочих мусульман башкирского края соответствует русским выражениям "податной, тяглый", нередко служит также и бранным словом между башкирами. 23. С. 166. 24. Полный русско-татарский словарь К.Насырова.-С51. 25. Турецко-татарско-русский, изданный в Москве в 1864 г. 26. Джагатайско-турецкий, изданный в Константинополе в 1877 г. 27. Персидско-турецкий, изданный в Константинополе в 1882 г. 28. При общем наделении землею башкирцев, мещеряков и тептярям отведено по 30 десятин на душу по 7-й ревизии (Черемшанский "Описание Оренбургской губернии".-С.168). 29. Рыбаков. "Музыка и песни Уральских мусульман".-С.40. 30. Автор статьи "Устройство быта тептярей Красноуфимского уезда Пермской губернии". 31. То есть ло последовавшего в 1855 году распоряжения о передаче тептярей Красноуфимского уезда в Башкирское ведомство. 32. Санкт-Петербургские ведомости. 1861, № 39. 33. "Описание Оренбургской губернии".-С.!65. 34. Вестник Географического Общества.-1852 Кн.1. С.33. 35. Вестник Географического Общества.-1852. Кн.1. С.32. 36. Описание Оренбургской губернии. С. 165-66. 37. Санкт-Петербургские ведомости,-1861, № 39. 38. "Природа и люди" за март месяц, 1878, С.24. 39. Вестник Географического Общества.-1852. 4.1. Кн.1. С.32. 40. "Описание Оренбургской губернии". С.165. 41. "Описание всех в Российском Государстве обитающих народов". С.67. 42. "Описание Оренбургской губернии". С.165. 43. Санкт-Петербургские ведомости.-1861, № 39. 44. Приложение к Уфимскому Адрес-Календарю на 1904 г. С.З. 45. "Музыка и песни Уральских мусульман" Рыбакова. С.38. 46. Указ царя Феодора Иоанновича (фактический Бориса Годунова) об истреблении татарских мечетей последовал в 1595 году (Рыбушкин, "Краткая история города Казани", предисловие — II). 47. "Природа и люди".-1879. № 3, С.27. 48. "Музыка и песни Уральских мусульман". С.39. 49. Летние увеселительные праздники. 50. Вестник Географического Общества. 1852. Кн.1, С.34. 51. "Описание Оренбургской губернии". С. 167. 52. Вестник Географического Общества. 1852. Кн.1. 53. "Природа и люди" за март месяц. 1879, С.24-30. 54. Это я проследил: а) по сборнику Статистических сведений по Уфимской губернии. T.VII, ч.II.-Уфа, 1901; б) по спискам мусульманских приходов, округа Оренбургского магометанского духовного собрания. 55. В Бирском уезде. Однако некоторые думают, что слово "казанчи" вовсе не значит "казанский", а изготовляющий или исправляющий "казаны", то есть котлы. 56. Булгарский город "Буляр" находился в нынешнем Чистопольском уезде Казанской губернии, на месте его ныне — русское селение пригород Билярск. 57. Памятная книжка Вятской губернии на 1873 г. (Издание Вятского Губернского Статистического Комитета). 58. Памятная книжка Вятской губернии — Календарь на 1904 г. 59. В то время нынешняя Уфимская губерния была в составе Оренбургской, а Самарская в том году (то есть в 1850 г.) отделилась. 60. В русской этнографической литературе сложилось ни на чем не-основанное мнение, что тептяри-мусульмане составляют смесь чуваш и прочих инородцев. Но все справки мои и расспросы по этому вопросу подтвердили, что в числе тептярей чуваш совсем не оказывается. Я проверил документально все чувашские селения Уфимской губернии и в числе их не нашел ни одного, где бы жили башкирские припущен-ники чуваши. Впрочем во всей губернии есть два селения (одно татарское, другое черемисское) — Баймурзина в Белебеевском уезде и Кельтеева в Бирском уезде. В первом (как значится в "Сборнике статей сведений по Уфимской губернии". Т. VII, ч. II) проживают государственные крестьяне татары и припушенники чуваши. Во втором (как показано в том же списке) проживают башкирские припущенники черемисы и припущенники же чуваши. И это сомнительно. Судя по тому, что некоторые чувашские селения Уфимской губернии (например, Мензелинский уезд) носят название "Бартас", можно полагать, что основатели этих селений (чуваши) в прежнее время были известны в Башкирии и под именем "буртас"ов. Существует весьма основательная гипотеза, что чуваши суть потомки древних буртасов, живших между булгарами и хазарами. В пользу этого предположения есть не мало данных. Однако есть и другое мнение, что буртасами назывались предки мордвы. 61. Задача тюркологов состоит теперь в том, чтобы происхождение тептярей было доказано и лингвистическим путем.